Принципы общения с агрессивным ребенком

25.05.2023

Агрессивное поведение – одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Диагностика агрессивного поведения у детей происходит с помощью визуального наблюдения:

1.​ Краснеет в состоянии раздражения, гнева.

2.​ Сжимает кулаки, замахивается в состоянии раздражения, гнева.

3.​ Стремится делать назло другим и проявляет безразличие к страданиям других.

4.​ Проявляет агрессивные реакции на действия других, говорит обидные, грубые, нецензурные слова, плюётся.

5.​ Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребёнка.

6.​ Толкается, проходя мимо, ударяет встречных, кусает, щипает и т. д.

7.​ Кусает себя, щипает, бьёт себя по лицу.

8.​ После агрессивной реакции не успокаивается в течение 15-30 минут.

9.​ Помощь взрослого не помогает ребёнку успокоиться.

10.​ Замечания в словесной форме не тормозят проявления агрессии.

11.​ Ребёнок либо не воспринимает собственные агрессивные действия, либо понимает, что поступил плохо, но всё равно продолжает вести себя агрессивно.

Коррекционная работа с ребёнком должна вестись параллельно с работой со взрослыми, его окружающими, родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:

  • ​ изменение негативной установки по отношению к ребёнку на позитивную;
  • ​ изменение стиля взаимодействия с детьми;
  • ​ расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.

Первое, что требуется от взрослого, пытающегося помочь агрессивному ребёнку, это искренняя симпатия, принятие его как личности, интерес к его внутреннему миру, понимание чувств и мотивов поведения. Постарайтесь акцентировать внимание на достоинствах ребёнка и его успехах в преодолении трудностей (как внешних, так и внутренних), учите его тому же. Словом, попытайтесь сделать всё возможное, чтобы вернуть мальчику или девочке самоуважение и позитивную самооценку. Воспитание на принципах сотрудничества – это главное условие предотвращения агрессивности. Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей и педагогов владеть собой.

Принципы общения с агрессивными детьми

v Помните, что запреты и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Агрессивность вашего ребёнка будет снята только тогда, когда будут поняты причины его.

v Подайте ребёнку личный пример правильного поведения: не допускайте вспышек гнева или недружелюбные высказывания о друзьях или коллегах.

v Сдерживайте стремление ребёнка провоцировать ссоры с другими.

v Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребёнка в её возникновении, старайтесь объективно разобраться в причинах возникновения конфликта.

v После конфликта обговорите с ребёнком причины его возникновения, укажите ребёнку на его неправильные действия, которые привели к ссоре. Попытайтесь найти способы выхода из конфликтной ситуации.

v Пусть ваш ребёнок всегда чувствует, что вы его любите. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.

Как работать с агрессивными детьми

1.​ Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.

2.​ Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3.​ Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные проступки.

4.​ Наказания не должны унижать ребёнка.

5.​ Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6.​ Давать ребёнку возможность проявлять гнев сразу после фрустрирующего события.

7.​ Обучать анализу собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8.​ Развивать способность к эмпатии.

9.​ Расширять поведенческий репертуар ребёнка.

10.​ Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11.​ Учить брать ответственность на себя.

12.​ Установить чёткий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нём.

С целью корректирования агрессии можно:

  • использовать в работе подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения и т. д.;

v занятия пальчиковой гимнастики способствуют развитию контроля над собственными импульсивными действиями. Их могут проводить и родители, и педагоги.

Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать