Принципы общения с агрессивным ребенком
Агрессивное поведение – одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Диагностика агрессивного поведения у детей происходит с помощью визуального наблюдения:
1. Краснеет в состоянии раздражения, гнева.
2. Сжимает кулаки, замахивается в состоянии раздражения, гнева.
3. Стремится делать назло другим и проявляет безразличие к страданиям других.
4. Проявляет агрессивные реакции на действия других, говорит обидные, грубые, нецензурные слова, плюётся.
5. Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребёнка.
6. Толкается, проходя мимо, ударяет встречных, кусает, щипает и т. д.
7. Кусает себя, щипает, бьёт себя по лицу.
8. После агрессивной реакции не успокаивается в течение 15-30 минут.
9. Помощь взрослого не помогает ребёнку успокоиться.
10. Замечания в словесной форме не тормозят проявления агрессии.
11. Ребёнок либо не воспринимает собственные агрессивные действия, либо понимает, что поступил плохо, но всё равно продолжает вести себя агрессивно.
Коррекционная работа с ребёнком должна вестись параллельно с работой со взрослыми, его окружающими, родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:
- изменение негативной установки по отношению к ребёнку на позитивную;
- изменение стиля взаимодействия с детьми;
- расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.
Первое, что требуется от взрослого, пытающегося помочь агрессивному ребёнку, это искренняя симпатия, принятие его как личности, интерес к его внутреннему миру, понимание чувств и мотивов поведения. Постарайтесь акцентировать внимание на достоинствах ребёнка и его успехах в преодолении трудностей (как внешних, так и внутренних), учите его тому же. Словом, попытайтесь сделать всё возможное, чтобы вернуть мальчику или девочке самоуважение и позитивную самооценку. Воспитание на принципах сотрудничества – это главное условие предотвращения агрессивности. Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей и педагогов владеть собой.
Принципы общения с агрессивными детьми
v Помните, что запреты и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Агрессивность вашего ребёнка будет снята только тогда, когда будут поняты причины его.
v Подайте ребёнку личный пример правильного поведения: не допускайте вспышек гнева или недружелюбные высказывания о друзьях или коллегах.
v Сдерживайте стремление ребёнка провоцировать ссоры с другими.
v Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребёнка в её возникновении, старайтесь объективно разобраться в причинах возникновения конфликта.
v После конфликта обговорите с ребёнком причины его возникновения, укажите ребёнку на его неправильные действия, которые привели к ссоре. Попытайтесь найти способы выхода из конфликтной ситуации.
v Пусть ваш ребёнок всегда чувствует, что вы его любите. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.
Как работать с агрессивными детьми
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные проступки.
4. Наказания не должны унижать ребёнка.
5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
6. Давать ребёнку возможность проявлять гнев сразу после фрустрирующего события.
7. Обучать анализу собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
8. Развивать способность к эмпатии.
9. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Учить брать ответственность на себя.
12. Установить чёткий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нём.
С целью корректирования агрессии можно:
- использовать в работе подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения и т. д.;
v занятия пальчиковой гимнастики способствуют развитию контроля над собственными импульсивными действиями. Их могут проводить и родители, и педагоги.